Форум для родителей forum.solnet.ee
Консультации по семейным отношениям
- Солнышко
- Гл. редактор
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: 01 июл 2015, 16:01
- Пол: женский
- Благодарил (а): 1323 раза
- Поблагодарили: 1070 раз
Консультации по семейным отношениям
Дорогие родители! У вас есть возможность получить бесплатную консультацию специалиста по семейным отношениям, психолога, кандидата педагогических наук Ксении Виттенберг.
Сфера вопросов:
- отношения с детьми,
- детские трудности,
- воспитание и развитие ребенка.
- конфликтные ситуации,
- отношения с партнерами,
- сложные жизненные события (утрата, травмы, длительный стресс).
Внимание! Ответы на вопросы даются публично на форуме, в этой теме (не в личном сообщении, не по электронной почте).
Для того, чтобы задать вопрос, необходимо зарегистрироваться на форуме.
При солнышке тепло, при матери добро.
-
- Консультант
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 09 июл 2015, 16:06
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Консультации по семейным отношениям
Здравствуйте!
Прием вопросов открыт. Пишите, спрашивайте. Буду рада помочь.
Прием вопросов открыт. Пишите, спрашивайте. Буду рада помочь.
- KaterinaPavlovna
- Солнечный луч
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 26 авг 2015, 21:55
- Пол: женский
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 7 раз
Re: Консультации по семейным отношениям
Ксения, подскажите, пожалуйста, как приучить ребенка самостоятельно делать домашнее задание? Пока стою рядом, все делает. Только отошла, все... процесс остановился... В прошлом году он был первоклашкой, я сидела в декрете дома с младшим. Была возможность "стоять над ним". Сейчас мне надо выходить на работу. Будет приходить домой без меня. Вроде бы, все обсудили, договорились, что письменное делает в черновике, я прихожу проверяю - переписывает в чистовик. Устное тоже делает сам. Но он пока меня нет - ничего не делает! Спрашиваю: "Почему?!" - "Не знаю...". И потом опять обещает, что завтра он все быстро сам сделает... Но завтра повторяется то же самое... Никакие поощрения, сюрпризы не действуют. Наказываю дополнительными заданиями))... Но и это не действует. Подскажите, что можно предпринять в данной ситуации?
Золото - это не то, что блестит, а то что носится весь день по дому, не ест кашу и разводит бардак...
-
- Консультант
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 09 июл 2015, 16:06
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Консультации по семейным отношениям
Катерина, спасибо за вопрос. С таким запросом весьма часто обращаются родители. Ситуация, описанная вами - результат ваших действий, своего рода сценарий, который вы написали для себя и ребенка. К счастью, его можно "переписать". Понадобится время и некоторая реконструкция представлений у себя в голове.
Готовы? Начинаем!
Для начала ответьте на вопросы:
1. Кому из вас двоих важнее, чтобы уроки были сделаны?
2. Что случится, если в один прекрасный день вы откажетесь контролировать "сделанность" уроков?
3. Как вы думаете, наказания дополнительными заданиями формирует у ребенка КАКОЕ отношения к заданиям вообще?
Жду ваших ответов и - продолжим)
Готовы? Начинаем!
Для начала ответьте на вопросы:
1. Кому из вас двоих важнее, чтобы уроки были сделаны?
2. Что случится, если в один прекрасный день вы откажетесь контролировать "сделанность" уроков?
3. Как вы думаете, наказания дополнительными заданиями формирует у ребенка КАКОЕ отношения к заданиям вообще?
Жду ваших ответов и - продолжим)
- За это сообщение автора Ksenia поблагодарил:
- KaterinaPavlovna (10 сен 2015, 21:21)
- KaterinaPavlovna
- Солнечный луч
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 26 авг 2015, 21:55
- Пол: женский
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 7 раз
Re: Консультации по семейным отношениям
Ксения, спасибо! Постараюсь объективно ответить на вопросы)))
1. И мне, и ребенку, но... Мне, потому что я сама педагог по образованию, наш учитель это знает, и, наверное, мне просто будет стыдно, если мой ребенок не сделает д/з. Хотя никогда за него их все равно не делаю. Если не понял, объясняю на других примерах.
Вот с ребенком не знаю. Без сделанного д/з он в школу не идет. Мы их все-таки всегда выполняем. Но (опять "но") буквально случай на днях: он учится со второй смены. Вечером мы не успели сделать уроки. Утром мне надо было с младшим ехать в поликлинику. Я с ним сделать не успела и утром д/з, думала, что он ушел без него. Но! Когда он пришел домой, тетрадь учитель не собрала. Я посмотрела: д/з он сделал! Но с ошибками, почеркушками, корявым почерком... Потом мы его переделывали...
2. Если честно, я боюсь это сделать. Хотя муж (папа) предлагал уже это. Может быть, если пойдет с невыполненным д/з или неверно выполненным, получит плохую отметку, то это как-то повлияет на него? Но как же я его отправлю в школу с невыполненным д/з?! Ведь д/з должно быть выполнено идеально! Ведь оно подразумевает помощь родителей!.. Я теряюсь в этой ситуации...
3. Наверное, негативное... Ну, а что делать? Мы с ним договаривались, что неделю приносит домой хорошие отметки, выполняет без понукания д/з, и в выходной получает сюрприз: или куда-нибудь идем, или что-нибудь покупаем. Ну, и это его не стимулирует...
... еще... Думаю, даже уверена, что у моего ребенка завышенная самооценка. Может быть такое в 8 лет? Любит, когда его хвалят, и воспринимает это как должное. Если это во время занятия (домашнего) стоит его только похвалить, все... расслабляется, начинает отвлекаться, ладно бы в черновике, а то в чистовике все начеркано... Поэтому, не знаю, на сколько это правильно, но я похвалу оставляю на потом, когда уже "не страшно" похвалить, испортить уже нечего...
1. И мне, и ребенку, но... Мне, потому что я сама педагог по образованию, наш учитель это знает, и, наверное, мне просто будет стыдно, если мой ребенок не сделает д/з. Хотя никогда за него их все равно не делаю. Если не понял, объясняю на других примерах.
Вот с ребенком не знаю. Без сделанного д/з он в школу не идет. Мы их все-таки всегда выполняем. Но (опять "но") буквально случай на днях: он учится со второй смены. Вечером мы не успели сделать уроки. Утром мне надо было с младшим ехать в поликлинику. Я с ним сделать не успела и утром д/з, думала, что он ушел без него. Но! Когда он пришел домой, тетрадь учитель не собрала. Я посмотрела: д/з он сделал! Но с ошибками, почеркушками, корявым почерком... Потом мы его переделывали...
2. Если честно, я боюсь это сделать. Хотя муж (папа) предлагал уже это. Может быть, если пойдет с невыполненным д/з или неверно выполненным, получит плохую отметку, то это как-то повлияет на него? Но как же я его отправлю в школу с невыполненным д/з?! Ведь д/з должно быть выполнено идеально! Ведь оно подразумевает помощь родителей!.. Я теряюсь в этой ситуации...
3. Наверное, негативное... Ну, а что делать? Мы с ним договаривались, что неделю приносит домой хорошие отметки, выполняет без понукания д/з, и в выходной получает сюрприз: или куда-нибудь идем, или что-нибудь покупаем. Ну, и это его не стимулирует...
... еще... Думаю, даже уверена, что у моего ребенка завышенная самооценка. Может быть такое в 8 лет? Любит, когда его хвалят, и воспринимает это как должное. Если это во время занятия (домашнего) стоит его только похвалить, все... расслабляется, начинает отвлекаться, ладно бы в черновике, а то в чистовике все начеркано... Поэтому, не знаю, на сколько это правильно, но я похвалу оставляю на потом, когда уже "не страшно" похвалить, испортить уже нечего...
- За это сообщение автора KaterinaPavlovna поблагодарил:
- Ksenia (11 сен 2015, 02:40)
Золото - это не то, что блестит, а то что носится весь день по дому, не ест кашу и разводит бардак...
-
- Консультант
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 09 июл 2015, 16:06
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Консультации по семейным отношениям
Катерина, спасибо вам за честные ответы!
Давайте дальше порассуждаем:
Пусть вас не обидит этот вопрос. Я пишу его в надежде, что он поможет вам взглянуть на вашу ситуацию под другим углом.
И буду рада, если это получится.
О самооценке: для ребенка завышенная самооценка - это норма. По сути, это его средство выживания. Так формируются фундаментальные жизненные установки "Я есть" и "Я ценен", необходимые для психического (и как следствие физического) здоровья. Не бойтесь перехвалить. Причем хвалить нужно не за результат, а за усилия независимо от результата. Тогда ребенок понимает, что он ценен сам по себе, а не по своим достижениям.
И еще один вопрос:
что для вас важнее - чувство "я - правильная мама" или
чувство "я - мама счастливого ребенка"?
Давайте дальше порассуждаем:
1. Если вам будет стыдно перед учительницей, то означает ли это, что вы, стремясь избежать этого чувства, любой ценой будете добиваться сделанных уроков? И, если да, то не означает ли это, что вы удовлетворяете свою потребность (сохранить лицо перед учительницей) за счет ребенка (жертвуя его стабильным и комфортным состоянием)?KaterinaPavlovna писал(а):...наверное, мне просто будет стыдно, если мой ребенок не сделает д/з....
Пусть вас не обидит этот вопрос. Я пишу его в надежде, что он поможет вам взглянуть на вашу ситуацию под другим углом.
И буду рада, если это получится.
2. Тут вы не одиноки, Катерина! Многие родители чувствуют страх быть "плохими родителями". И самое печальное здесь, что детям приходится обслуживать этот их страх, становиться средством удовлетворения чужих амбиций. Когда они взрослеют, эта модель закрепляется, и уже в своей взрослой жизни они становятся "легкой добычей" для охотников поживиться за чужой счет - жертвуют ради них временем, здоровьем, счастьем. Ведь другому их не научили. Не научили, что их потребности - важны, они приучены молчать, когда нарушаются их границы, они становятся толерантными к насилию над собой. Разве вы этого хотите? Думаю, что нет))KaterinaPavlovna писал(а): ...Но как же я его отправлю в школу с невыполненным д/з?! Ведь д/з должно быть выполнено идеально! Ведь оно подразумевает помощь родителей!...
3. Если негативное - то, получается, ваш метод формирует у ребенка негативное отношение к заданиям. Совпадает ли это с вашей целью?KaterinaPavlovna писал(а):Наверное, негативное...
О самооценке: для ребенка завышенная самооценка - это норма. По сути, это его средство выживания. Так формируются фундаментальные жизненные установки "Я есть" и "Я ценен", необходимые для психического (и как следствие физического) здоровья. Не бойтесь перехвалить. Причем хвалить нужно не за результат, а за усилия независимо от результата. Тогда ребенок понимает, что он ценен сам по себе, а не по своим достижениям.
И еще один вопрос:
что для вас важнее - чувство "я - правильная мама" или
чувство "я - мама счастливого ребенка"?
- За это сообщение автора Ksenia поблагодарил:
- KaterinaPavlovna (11 сен 2015, 09:22)
- KaterinaPavlovna
- Солнечный луч
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 26 авг 2015, 21:55
- Пол: женский
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 7 раз
Re: Консультации по семейным отношениям
Ксения, добрый день!
Вообще-то я себя не считала никогда амбициозной, мне будет просто стыдно, что я не в состоянии сделать д/з с ребенком. Ведь, если он не сделает, то выговорят это мне. И мне все равно придется заставлять его. Разговоры и убеждения на него не действуют. Он соглашается, что надо делать д/з. Но если не подгонять, сидит и сидит... Если не заставлять, не подгонять, не стоять рядом, то он просидит до ночи... Что в этом случае? Я не могу его понять, почему он сидит и не делает... Его спрашиваю, он "не знаю". Ну, сделай! И иди играй-гуляй! Но ведь нет...
Да, я, наверное, действительно, боюсь быть "плохим родителем". Хочется, чтобы и ребенок без боя занимался, и хорошо учился, и отдохнул, и вместе с ним чем-то позаниматься интересным, и при этом (возможно это, действительно, родительские амбиции) быть на хорошем счету у учителя. Многого хочу? Это не реально, чтобы ребенок был успешным и в учебе, и в семье, и по жизни?
Мне не нравится слово "правильная", оно мне не по душе... Для меня важно, скорее, я - мама счастливого, успешного ребенка. Т.е. я таковой не являюсь, но очень бы хотелось.
Я еще подумала, может быть, я слишком много времени ему уделяю? Выйду на работу, у меня не будет возможности так много с ним заниматься. Я просто буду вынуждена смириться. Он больше времени будет предоставлен себе? И, может быть, это как-то изменит ситуацию?
Вообще-то я себя не считала никогда амбициозной, мне будет просто стыдно, что я не в состоянии сделать д/з с ребенком. Ведь, если он не сделает, то выговорят это мне. И мне все равно придется заставлять его. Разговоры и убеждения на него не действуют. Он соглашается, что надо делать д/з. Но если не подгонять, сидит и сидит... Если не заставлять, не подгонять, не стоять рядом, то он просидит до ночи... Что в этом случае? Я не могу его понять, почему он сидит и не делает... Его спрашиваю, он "не знаю". Ну, сделай! И иди играй-гуляй! Но ведь нет...
Да, я, наверное, действительно, боюсь быть "плохим родителем". Хочется, чтобы и ребенок без боя занимался, и хорошо учился, и отдохнул, и вместе с ним чем-то позаниматься интересным, и при этом (возможно это, действительно, родительские амбиции) быть на хорошем счету у учителя. Многого хочу? Это не реально, чтобы ребенок был успешным и в учебе, и в семье, и по жизни?
Конечно, нет! Но как?Ведь другому их не научили. Не научили, что их потребности - важны, они приучены молчать, когда нарушаются их границы, они становятся толерантными к насилию над собой. Разве вы этого хотите? Думаю, что нет))
Мне не нравится слово "правильная", оно мне не по душе... Для меня важно, скорее, я - мама счастливого, успешного ребенка. Т.е. я таковой не являюсь, но очень бы хотелось.
Я еще подумала, может быть, я слишком много времени ему уделяю? Выйду на работу, у меня не будет возможности так много с ним заниматься. Я просто буду вынуждена смириться. Он больше времени будет предоставлен себе? И, может быть, это как-то изменит ситуацию?
- За это сообщение автора KaterinaPavlovna поблагодарил:
- Ksenia (11 сен 2015, 21:42)
Золото - это не то, что блестит, а то что носится весь день по дому, не ест кашу и разводит бардак...
-
- Консультант
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 09 июл 2015, 16:06
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Консультации по семейным отношениям
Спасибо вам, Катерина, за ответы! Мне нравится, как искренне и очень по-честному вы пытаетесь разобраться, что же не так. Я задаю вам вопросы, отвечая на которые, вы можете "увидеть" свои глубинные убеждения, создающие проблему, и поменять их.
Продолжаем:
ваше ощущение:
И вот тут вы совершенно правы:
Хорошо, когда мама всегда "на стороне" ребенка. Школа - это всего лишь школа, заведение, призванное обслуживать познавательные потребности ребенка. А не наоборот. Школа для ребенка, а не ребенок для школы. Конечно, это не значит, что нужно совсем не делать домашние задания. Но снизить важность, убрать нервозность и перестать чрезмерно беспокоиться не помешает.
Желаю вам сил справиться и буду рада узнать о ваших результатах!
Продолжаем:
Понять просто, смотрите,KaterinaPavlovna писал(а):Ксения, добрый день!
Если не заставлять, не подгонять, не стоять рядом, то он просидит до ночи... Я не могу его понять, почему он сидит и не делает...
ваше ощущение:
это ощущение рождает ожидание:KaterinaPavlovna писал(а): мне будет просто стыдно, что я не в состоянии сделать д/з с ребенком.
на основе этого ожидания вы занимаете позицию:KaterinaPavlovna писал(а): ... если он не сделает, то выговорят это мне.
Эта позиция была в основе вашего "урочного" взаимодействия с сыном весь первый класс. Другими словами, это ВАМ были нужны его сделанные уроки и вы получали желаемое, используя ребенка как инструмент. Понимаете? ВЫ делали уроки с помощью ребенка, это было ваше желание, ваши усилия и т.д. Дети быстро привыкают к предлагаемой им роли, что вы и наблюдаете сейчас - ваш "инструмент" не "функционирует" без вас.KaterinaPavlovna писал(а): И мне все равно придется заставлять его.
, спрашиваете вы. Теперь - в обратный путь. Если хотите, чтобы ребенок САМ делал уроки, это должны быть ЕГО уроки, а не ваши. А если они ЕГО, то он вправе САМ решить, как их делать, и делать ли вообще. Иначе как ему научиться, что любое его действие ведет к определенным последствиям, и что он может выбирать желаемые последствия и совершать нужные для них действия?KaterinaPavlovna писал(а):Что в этом случае? Я ?
И вот тут вы совершенно правы:
Это называется "снизить важность". В этом случае ситуация непременно изменится!KaterinaPavlovna писал(а): Я еще подумала, может быть, я слишком много времени ему уделяю? Выйду на работу, у меня не будет возможности так много с ним заниматься. Я просто буду вынуждена смириться. Он больше времени будет предоставлен себе? И, может быть, это как-то изменит ситуацию?
Это реально. Но многое зависит от того, ЧЕМ вы меряете успех ребенка. Возможно, ваше понимание его "успешности" (хорошие оценки в школе) для него совсем не является ценным. Взрослые часто хотят чего-то для себя (быть хорошими в глазах учительницы) и принуждают ребенка обслуживать это свое желание. И даже не задумываются, а как ребенку в этом всем? Нужно ли ему это? Приятно ли ему? Как он себя чувствует? И чего он сам-то хочет?KaterinaPavlovna писал(а): Да, я, наверное, действительно, боюсь быть "плохим родителем". Хочется, чтобы и ребенок без боя занимался, и хорошо учился, и отдохнул, и вместе с ним чем-то позаниматься интересным, и при этом (возможно это, действительно, родительские амбиции) быть на хорошем счету у учителя. Многого хочу? Это не реально, чтобы ребенок был успешным и в учебе, и в семье, и по жизни?
Хорошо, когда мама всегда "на стороне" ребенка. Школа - это всего лишь школа, заведение, призванное обслуживать познавательные потребности ребенка. А не наоборот. Школа для ребенка, а не ребенок для школы. Конечно, это не значит, что нужно совсем не делать домашние задания. Но снизить важность, убрать нервозность и перестать чрезмерно беспокоиться не помешает.
Желаю вам сил справиться и буду рада узнать о ваших результатах!
-
- Консультант
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 09 июл 2015, 16:06
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Консультации по семейным отношениям
Дорогие друзья!
Вопросы продолжают приниматься.
Ответы появятся после 19 сентября.
Всем хороших дней и до встречи!
Вопросы продолжают приниматься.
Ответы появятся после 19 сентября.
Всем хороших дней и до встречи!
-
- Светило
- Сообщения: 1298
- Зарегистрирован: 29 июл 2015, 08:14
- Благодарил (а): 534 раза
- Поблагодарили: 636 раз
Re: Консультации по семейным отношениям
С удовольствием прочла диалог мамы-педагога и консультанта. Вопрос выполнения уроков актуален и в моей семье. Прекрасно понимаю чувства мамы.
Ксения, спасибо за советы. Попробую применить их и в нашей ситуации.
Удачного Вам отдыха и буду ждать Вашего возвращения!
Ксения, спасибо за советы. Попробую применить их и в нашей ситуации.
Удачного Вам отдыха и буду ждать Вашего возвращения!